Татьяна Владимировна Лопатина: такое разное наставничество
   
RU EN
Архив новостей
 
Опрос Все опросы

Татьяна Владимировна Лопатина: такое разное наставничество

Директор Тальменской средней школа №3 Тальменского района Татьяна Владимировна Лопатина – Почётный работник общего образования РФ, лауреат премии Губернатора Алтайского края имени Степана Титова, лауреат Губернаторской премии имени Петра Столыпина, неутомимый руководитель, творческий наставник.

Лопатина фото.jpg

Педагогический стаж Татьяны Владимировны – 38 лет. В Тальменскую школу № 3 пришла работать учителем математики, в 2004 году была назначена заместителем директора по учебно–воспитательной работе, в 2010 году возглавила коллектив образовательной организации. Демократичный характер управления, способность прогнозировать результат, ответственность, умение найти подход и к ребёнку, и к взрослому позволяет Татьяне Владимировне добиваться высоких результатов, мотивируя их на новые творческие находки, раскрывая их потенциал и веру в себя.

По инициативе Татьяны Владимировны в школе организованы различные формы наставничества – как для учителей со стажем, так и для молодых специалистов. Результатом работы с молодыми специалистами стало не только их профессиональное становление, но и результативное участие в профессиональных конкурсах. В 2013 году опыт работы службы наставничества был представлен Татьяной Владимировной на региональном семинаре и опубликован на сайте «Молодой педагог РФ».

Школа под руководством Татьяны Владимировны позиционирует себя как участник инновационных проектов и программ, с 2011 года имеет статусы региональной инновационной площадки и базовой школы федеральной стажировочной площадки. Это и стало немаловажным фактором повышения имиджа Тальменской школы №3 среди педагогов региона и мотивации к сотрудничеству. С 2018 года образовательная организация – участник краевого проекта по поддержке школ, функционирующих в сложных социальных условиях и показывающих низкие образовательные результаты «Апгрейд: 1+1».

Эффективной формой оказания помощи таким школам является коллективное наставничество. В 2020 году Лопатина вошла в команду проекта «Образовательный экспресс «Просветители Ал­тая», поддержанного Фондом президентских грантов. С 2021 года она участник краевого проекта «Эффективный руководитель», реализуемого во исполнение инициативы Губернатора Алтайского края «Директор школы Алтая». В рамках проекта разработана и внедрена «Программа наставничества в сельской школе».

Для того, чтобы стать наставником, нужно не только осознать весь свой профессиональный и личный опыт, но и пройти специальное обучение. Понимая это, Татьяна Владимировна освоила программу обучающего
семинара – тренинга по подготовке тьюторов (кураторов), а также школьных команд по вопросам тьюторского сопровождения школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, в части разработки и реализации школьных программ повышения качества образования в федеральном ресурсном центре наставничества EDMENTOR.

Благодаря Татьяне Владимировне в настоящее время создана инновационная команда наставников из числа заместителей директора и педагогов, разработан и реализуется проект «Школа–школе» как форма коллективного наставничества для повышения качества образования в сельских школах», где она является руководителем. Цель проекта – развитие наставляемой школы, закрытие текущих дефицитов, определение точек роста, разработка планов достижения стратегических целей. Его реализация состоит из 4 этапов.

Первый – знакомство с командой наставляемой школы, представление проекта, приглашение в свою школу для знакомства с успешным опытом. Учителя имеют возможность посетить открытые уроки, занятия, праздники, познакомиться с новыми технологиями обучения и воспитания, получить ответы на интересующие их вопросы. Татьяна Владимировна делится опытом с коллегами и как руководитель, и как учитель математики.

Следующий этап – выявление сильных и слабых сторон наставляемой школы через анализ документации, посещение уроков, опросы учащихся, педагогов, родителей.

Третий этап – внедрение опыта. Разрабатывается план совместных действий, дорожная карта, распределяются роли в команде, определяются границы взаимодействия, проводятся методические мероприятия, оценочные процедуры, описание результатов. Условие успешности на этом этапе – активная работа обеих школ. Татьяна Владимировна считает важным не допустить попытки повлиять на принятие решений и навязать свою идею или мнение. Можно поделиться знаниями, опытом, дать совет, но выбор всегда должен оставаться за наставляемой школой.

Четвертый этап – подведение итогов. Организация неформального праздничного мероприятия: представление лучших наставнических кейсов, награждение лучших наставников и наставляемых.

Проект «Школа–школе» как форма коллективного наставничества для повышения качества образования в сельских школах» под руководством Татьяны Владимировны успешно реализован в 4 школах Тальменского района и в трёх сельских школах края.

Обладая управленческим и педагогическим опытом, дающим высокие результаты, Татьяна Владимировна на протяжении многих лет вносит вклад в развитие системы образования региона. Она принимает активное участие в различных методиче­ских мероприятиях регионального уровня: выступает на краевых научно–­практических конференциях, фестивалях лучших школ Алтая, методических се­минарах, вебинарах на уровне района, края, стажёрских практиках, где пред­ставляет свой опыт по выстраиванию управленческой модели внедрения и реали­зации ФГОС общего образования в образовательную практику школы и проекти­рованию уроков деятельностного типа.