Дошкольное образование
   
RU EN
Архив новостей
 
Опрос Все опросы

Дошкольное образование

В крае продолжается реализация мероприятий подпрограммы 1 «Развитие дошкольного образования в Алтайском крае» государственной программы Ал­тайского края «Развитие образования в Алтайском крае». Представ­лены все формы получения услуг дошкольного образова­ния: группы кратко­временного пребывания в детском саду и иных образова­тельных организациях (центры развития, частные организации), осуществляю­щих деятельность по программам дошко­льного образования, присмотр и уход.

В настоя­щее время в Алтайском крае В Алтайском крае действуют 340 муниципальных дошкольных обра­зователь­ных ор­га­ни­за­ций (юридические лица), 7 негосудар­ствен­ных, имеющих право вести образовательную деятель­ность по программам дошкольного образования, и 183 филиала. Более 65 % организаций расположены в сельской местности.

Услугой дошко­льного образования с учетом него­су­дарственного сектора охвачено более 100 тыс. детей. Процент ох­вата местами в муниципальных дет­ских садах – 97,1 %, альтернативными фор­мами – 2,9 %, из них 1 % – в негосудар­ст­венных до­школьных образователь­ных организациях. По заявле­нию родителей все дети в возрасте от 3 до 7 лет (100 %) полу­чают услугу дошкольного образо­вания в детских садах или в альтернатив­ных формах.

По поручению Президента Российской Федерации В.В. Путина осуществ­ляются мероприятия по обеспечению доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 1,5 и до 3 лет. В 58 (84 %) муниципаль­ных образованиях края проблема доступности для де­тей в возрасте от 1,5 до 3 лет решена. Удовлетворение потребно­сти услу­гой дошколь­ного образования детей указанного воз­раста со­ставляет 97,9 %.

В детских садах создано 5106 групп для де­тей дошкольного возраста, работающих в режиме пол­ного дня пребы­вания детей. При образовательных организациях высшего образования функ­цио­ни­руют 3 центра развития для детей дошкольного возраста.

Активно внедряются в практику работы образовательных учреждений раз­ных типов группы для детей дошкольного возраста. В учреждениях допол­нительного и профессионального образования оборудуются игровые комнаты, группы кратковременного пребывания, лекотеки. На базе муниципальных образовательных организаций рабо­тают 708 консультационных центров для родителей по оказанию методической, пси­холого-педаго­гической помощи, воспитывающих детей раннего дошколь­ного возраста, в том числе и для детей с ограниченными возможностями здоро­вья.

В крае работают 23 предпринимателя, оказывающих ус­луги по при­смотру и уходу за детьми дошкольного возраста. В г. Белокурихе и г. Барнауле созданы лучшие практики по под­держке не­го­сударственных организаций, осуществляющих образовательную деятель­ность по образовательным програм­мам дошкольного образования, по при­смотру и уходу за детьми.

Работа по обеспечению доступности дошкольного образования для детей всех возрастов продол­жается.

Во всех муниципальных образованиях края для всех жителей доступна подача заявления на зачисление ребенка в детский сад в электронной форме. Для этого в регионе создана Единая информационная система «Е-услуги. Образование». Она содержит данные обо всех дошкольных образовательных учреждениях края, наполняемости групп, наличии вакантных мест.

Все дошкольные учреждения края реализуют ФГОС ДО. 100% детских садов оснащены достаточным базовым уровнем необхо­ди­мого оборудования для реализации ФГОС ДО. Продолжается оснащение ме­то­дическими и образователь­ными ресурсами в соответствии с основной образо­вательной программой.

Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов ДОО Ал­тайского края, реализующих ФГОС ДО, осуществляется профессорско-преподавательским составом кафедры дошкольного и начального общего об­разования краевого автономного учреждения дополнитель­ного профессиональ­ного образования «Алтайский институт развития образова­ния имени Адриана Митрофановича Топорова». Основное содержание курсов повышения квалификации осуществ­ляется по следующим дополнительным профессиональным про­граммам: «Инклюзив­ное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной практике», «Планирование и организация образовательной деятельности в условии ФГОС ДО: виды, формы, содержание», «Ранняя помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации» и «Развитие профессионального мастерства педагога дошкольного образования».

В рамках государственной услуги «Реализация дополнительных профессио­нальных программ повышения квалификации» прошли повышение квалификации педагоги частных образовательных организаций, групп раннего возраста, коррекционных и инклюзивных групп, вновь открывшихся ДОО (в 2020 году – 665 педагогов, в первом полугодии 2021 года – 411).

При проведении стажерских практик для обучающихся на курсах повышения квалификации педагоги образовательных организаций, входящие в состав базовой методической площадки Алтайского инсти­тута развития образования имени А.М. Топорова, проводят презентации по организации инклюзивной образовательной среды, мастер-классы, занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья, демонстрируют игровые педагогические технологии. Введены педагогические пробы по проектированию и защите программ индивидуального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья разных нозологий. Активно ведется работа по научно-методическому сопровождению инновационных проектов, разработанных и реализуемых в рамках ФГОС ДО на базовых площадках кафедры. Осуществляется тьютор­ская поддержка по введению ФГОС ДО в практику ДОО.

В целях эффективной организации деятельности по реализации ФГОС ДО на краевом и муниципальном уровнях осуществляется методическое со­провож­дение педагогов. Проведены конференции, фестивали, вебинары, семинары, в том числе дистанционно, по различным тематикам: «Управление качеством методической работы в ДОО, ее сетевая организация», «Этнокультурная деятельность в современных дошкольных образовательных организациях и учреждениях культуры: опыт, проблемы, перспективы», «Образовательный потенциал среды ДОО», конкурсы профессионального мастерства среди педа­гогических работников ДОО.

На кафедре успешно реализуется инициативный проект «Большой фестиваль детской игры», участие в котором с 2020 по 2021 год приняли более 40 образовательных организаций Алтайского края.

Также в регионе функционирует отделение по дошкольному образованию краевого методического объединения, деятельность которого направлена на адресную методическую поддержку педагогов согласно их актуальным запросам, связанным с профессиональной деятельностью, посредством организации информационного, консультационного и экспертного сопровождения.

С целью методического сопровождения проводится форум «Дни образования на Алтае», одной из активных площадок которого является площадка по организации дошкольного образования. Общая тема мероприятий 2020 года: «Качественные изменения образовательного процесса в результате внедрения ФГОС ДОО». В рамках форума «Дни образования на Алтае» отделение проводит научно-практическую конференцию «Дошкольное образование: стратегии развития в современных условиях», целевым ориентиром которой является совершенствование управления качеством дошкольного образования на Алтае, определение тенденций его развития с учетом этнокультурного потенциала региона. В данном мероприятии приняли уча­стие более 500 человек: специалисты Министерства образования и науки Алтайского края (далее – «Министерство»), муниципальных органов управления образованием, руководители дошкольных образовательных организаций, научные работники.

Развивается инновационная практика, касающаяся обновления содержа­ния дошкольного образования и форм его реализации. В инновационную ин­фраструктуру системы дошкольного образования края и краевой банк лучших управленческих и педагогических практик входят 13 образовательных организаций. С целью повышения престижа труда педагогических работников дошкольного образовательного учреждения проводится краевые профессионаьные конкурсы «Детский сад Алтая» и «Воспитатель года – Алтая», победители которого достойно представляют регион на всероссийском профессиональном конкурсе «Воспитатель года России».