об исполнении подпункта «г» пункта 7 перечня поручений Президента Российской Федерации от 18.01.2014 № Пр-83
   
RU EN
Архив новостей
 
Опрос Все опросы

об исполнении подпункта «г» пункта 7 перечня поручений Президента Российской Федерации от 18.01.2014 № Пр-83

ИНФОРМАЦИЯ

об исполнении подпункта «г» пункта 7 перечня поручений Президента Российской Федерации от 18.01.2014 № Пр-83

Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам заседания Государственного совета Рос­сийской Федерации и Комиссии при Президенте Российской Федерации по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития Российской Федерации, состоявшегося 23 декабря 2013 года.

Так, Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено обеспечить переход дошкольных образовательных организаций на федеральные государственные образова­тельные стандарты дошкольного образования.

В Алтайском крае приняты исчерпывающие меры по внедрению и реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО).

В регионе функционирует 353 дошкольные образовательные организации (юридические лица), из них 6 негосударственных, имеющих право вести образовательную деятель­ность по программам дошкольного образования, 182 филиала. Во всех дошкольных образовательных организациях края (далее – ДОО) разработаны и утверждены основные образовательные программы дошкольного образования, которые оснащены необходимым оборудованием для реализации ФГОС ДО.

По итогам 2022 года и 6 месяцев 2023 года за счет субвенции из краевого бюджета на учебные расходы направлено 149,9 млн. рублей. До конца текущего года будет направлено 49,4 млн. рублей.

1а.jpg

В 55 детских садах 44 муниципалитетов края созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста (государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2020 годы», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2015 № 1297).

В целях организации научно-методического сопровождения ФГОС ДО в 2022/23 учебном году в Алтайском крае организовано взаимодействие субъектов научно-методической деятельности, направленное на создание и развитие системы непрерывного профессионального роста педагогических работников и управленческих кадров, в том числе адресную поддержку по актуальным проблемам, возникающим в ситуации реальной управленческой и педагогической деятельности с учетом выявленных профессиональных дефицитов.

В рамках государственной услуги «Реализация дополнительных профессиональных программ повышения квалификации» кафедрой дошкольного и начального общего образования краевого автономного учреждения дополнительного профессионального образования «Алтайский институт развития образова­ния имени Адриана Митрофановича Топорова» (далее соответственно – «кафедра», КАУ ДПО «АИРО имени А.М. Топорова») проведены курсы повышения квалификации для педагогических и руководящих работников ДОО (далее – КПК). По итогам 2022 года КПК прошли 365 педагогов ДОО, за первое полугодие 2023 г. – 246 педагогов и 49 руководителей ДОО.

В соответствии с пунктом 5 статьи 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года. По итогам 2022 года доля педагогических и руководящих работников, своевременно прошедших курсы повышения квалификации, в общей численности педагогических и руководящих работников ДОО составила 99,47 %, за первое полугодие 2023 г. – 98,95 %.

Основное содержание КПК осуществляется по следующим дополнительным профессиональным программам: «Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной практике» (приказ КАУ ДПО «АИРО имени А.М. Топорова» от 26.12.2019 № 230/1), «Планирование и организация образовательной деятельности в условиях ФГОС ДО: виды, формы, содержание» (приказ КАУ ДПО «АИРО имени А.М. Топорова» от 13.03.2020 № 47), «Практика современного проектирования и организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в ДОО» (приказ КАУ ДПО «АИРО имени А.М. Топорова» от 07.06.2021 № 114), «Образовательный процесс с детьми в группах раннего возраста (от 1,5 до 3 лет)» (приказ КАУ ДПО «АИРО имени А.М. Топорова» от 23.08.2021 № 150/1), «Актуальные вопросы обучения детей-мигрантов русскому языку как неродному» (приказ КАУ ДПО «АИРО имени А.М. Топорова» от 31.03.2022 № 213), «Разработка и реализация программы воспитательной работы в ДОО в соответствии с ФГОС ДО» (приказ КАУ ДПО «АИРО имени А.М. Топорова» от 29.04.2022 № 93), «Организация ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации» (приказ КАУ ДПО «АИРО имени А.М. Топорова» от 24.11.2022 № 213).

В связи с утверждением федеральной образовательной программы дошкольного образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028) (далее – ФОП ДО) и примерной рабочей программы воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования (протокол решения Федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 01.07.2021 № 2/21), кафедрой разработана и реализована новая дополнительная профессиональная программа (далее – ДПП) «Разработка и реализация программы воспитательной работы в ДОО в соответствии с федеральной образовательной программой дошкольного образования» (приказ КАУ ДПО «АИРО имени А.М. Топорова» от 27.03.2023 № 63). В результате успешно апробирована новая организационная форма работы проектных команд педагогов-разработчиков из одной образовательной организации. Экспертные виды работ с использованием чек-листа позволили установить соответствие разработанных в ДОО программ воспитательной работы примерной рабочей программе воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, составить дорожную карту по ее реализации.

2.jpg

В 2023 году в целях совершенствования профессиональных компетенций руководящих работников ДОО, реализующих функции управления дошкольным образованием, кафедрой менеджмента и экономики в образовании КАУ ДПО «АИРО имени А.М. Топорова» разработана и реализована ДПП «Актуальные вопросы управления образовательной организацией» (приказ КАУ ДПО «АИРО имени А.М. Топорова» от 27.01.2023 № 49). Слушателями КПК изучены вопросы организации внутренней системы оценки качества дошкольного образования: показатели, критерии.

В целях эффективной организации деятельности по реализации ФГОС ДО на краевом и муниципальном уровнях осуществляется методическое со­провож­дение педагогических работников ДОО. В текущем году проведены конференции, методические сессии, фестивали, вебинары, семинары, в том числе дистанционно, по различным темам: «Региональная система оценки качества дошкольного образования: содержание, критерии измерения, управленческие аспекты», «Актуальные вопросы развития дошкольных образовательных организаций», «Опыт организации системы наставничества в дошкольной образовательной организации», конкурсы профессионального мастерства среди педа­гогических работников ДОО. Осуществляется общественная экспертиза аттестационных и конкурсных работ, тьюторская поддержка по введению ФГОС ДО в практику ДОО.

В первом полугодии 2023 г. кафедрой разработаны методические пособия по обобщению успешных практик: «Наставничество. Опыт и начало пути в профессию», «Оценка качества организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации».

Третий год успешно реализуется проект «Большой фестиваль детской игры», участие в котором с 2021 по 2023 год приняли 99 образовательных организаций региона.

При КАУ ДПО «АИРО имени А.М. Топорова» функционирует отделение дошкольного образования краевого методического объединения (далее – «отделение»), которое реализует ежегодный план работы, организуя совместные содержательные мероприятия для руководителей и педагогов системы дошкольного образования Алтайского края, направленные на адресную методическую поддержку педагогов.

3.jpg

В рамках работы отделения в 2022/23 учебном году организованы и проведены конкурсные мероприятия, направленные на совершенствование педагогической деятельности и выявление лучших образовательных практик педагогов региона (творческий конкурс «Мы все так похожи», направленный на формирование основ гражданственности и патриотизма, в котором приняли участие 250 человек и конкурс методических проектов для педагогов ДОО «Пин-код успешности» в ходе которого 403 участника представили лучшие образовательные практики, проекты, сценарии по различным направлениям работы с детьми, родителями, коллегами).

Важным направлением функционирования отделения выступает адресная научно-методическая поддержка профессиональной деятельности педагогов согласно их актуальным запросам, основывающимся на приоритетных направлениях государственной политики в сфере дошкольного образования посредством организации информационного, консультационного и экспертного их сопровождения.

Особое внимание в работе отделения уделяется качественной подготовке и проведению активных форм методической деятельности, в том числе семинаров, практикумов, педагогических студий, мастерских, дистанционных мероприятий, размещенных на странице отделения на официальном сайте КАУ ДПО «АИРО имени А.М. Топорова» в сети Интернет. Раздел сайта «Мероприятия» постоянно обновляется содержательными, актуальными материалами: «Ранняя профессиональная ориентация детей дошкольного возраста как один из секретов их личностного самоопределения в будущем», «Инновационная площадка как средство привлечения дополнительных ресурсов и повышения качества образовательного процесса», «Исследуем, познаем, творим», «Организация коррекционно-развивающей работы с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации». Число посетителей страницы отделения в 2022 году составило 22235, за первое полугодие 2023 г. – 5612.

4.jpg

В регионе ведется активная работа по научно-методическому сопровождению инновационных проектов, разработанных и реализуемых ДОО. Продолжили работу в статусе региональных инновационных площадок (далее – РИП) 18 ДОО. Разнообразная тематика проектов РИП: «Формирование предпосылок функциональной грамотности дошкольников через различные виды детской деятельности», «Детское волонтерское движение «Дети – детям», как средство реализации программы воспитательной работы в ДОО», «Мониторинг качества дошкольного образования, как основа управления деятельностью образовательной организации», «Интеграция дополнительного и общего образования» позволяет охватить все направления деятельности ДОО.

В рамках ежегодного форума «Дни образования и науки на Алтае – 2022» в сентябре 2022 г. состоялся круглый стол на тему «Концепция, механизмы и результаты проведения мониторинга качества дошкольного образования в Алтайском крае» в ходе которого специалисты Министерства образования и науки Алтайского края (далее – «Министерство»), муниципальных органов управления образованием, руководители дошкольных образовательных организаций, научные работники обсудили различные аспекты проведения мониторинга качества дошкольного образования в крае.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования проверки в отношении образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования, не проводились. Однако по результатам рассмотрения обращений граждан 6 образовательным организациям, реализующим программы дошкольного образования, объявлены предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований; в 10 учреждениях проведены профилактические визиты и консультирование; для руководителей муниципальных образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования, проведены совещания в Первомайском, Зональном, Алейском, Шелаболихинском, Мамонтовском районах и городах Алейске, Барнауле по соблюдению требований законодательства в сфере образования, в том числе по вопросам реализации ФГОС ДО, созданию необходимых материально-технических, кадровых условий для реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

С целью предупреждения выявленных нарушений Министерством для специалистов муниципальных органов управления образованием, руководителей ДОО проведены вебинары, где рассматривались вопросы соблюдения законодательства в сфере образования.

В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и в рамках реализации Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере образования на 2023 год 27.04.2023 организовано информирование заинтересованных лиц в части использования правоприменительных практик организациями, реализующими программу дошкольного образования. Соответствующие материалы (ссылки на видеотрансляции, презентации) размещены на официальном сайте Министерства в сети Интернет.

В целях внедрения ФОП ДО с 01.09.2023, Министерством проведены селекторные совещания с муниципальными органами управления образованием, обучающие вебинары для руководителей ДОО, направлены методические рекомендации по ее разработке и реализации.

Исполнение поручения главы государства продолжается.