Информация об исполнении пп «б» пункта 9 перечня поручений Президента Российской Федерации от 01.04.2025 № Пр-685
   
RU EN
Архив новостей
 
Опрос Все опросы

Информация об исполнении пп «б» пункта 9 перечня поручений Президента Российской Федерации от 01.04.2025 № Пр-685

ИНФОРМАЦИЯ

об исполнении подпункта «б» пункта 9 перечня поручений
Президента Российской Федерации от 01.04.2025 № Пр-685

Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию, состоявшегося 6 февраля 2025 года.

Так, высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации рекомендовано реализовать комплекс дополнительных мер по поддержке и развитию олимпиадного движения, выявлению и сопровождению талантов в субъектах Российской Федерации, в том числе предусмотрев стимулирующие выплаты учителям, ученики которых успешно выступают на региональном и заключительном этапах всероссийской олимпиады школьников.

С целью оценки полноты правового регулирования поддержки развития олимпиадного движения, выявления сопровождения талантов в регионе, в том числе оценки стимулирующих выплат учителям, ученики которых успешно выступают на региональном и заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников проведен анализ нормативно-правовой базы, регулирующей указанные вопросы.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 5 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления оказывается содействие лицам, которые проявили выдающиеся способности (обучающиеся, показавшие высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, научно-техническом и художественном творчестве, физической культуре и спорте).

В соответствии с пунктом 2 статьи 77 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности, федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями организуются и проводятся олимпиады и иные интеллектуальные и (или) творческие конкурсы, физкультурные мероприятия и спортивные мероприятия (далее – «конкурсы»), направленные на выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности, творческой деятельности, физкультурно-спортивной деятельности, пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений. Обучающиеся принимают участие в конкурсах на добровольной основе. Взимание платы за участие во всероссийской олимпиаде школьников, в олимпиадах и иных конкурсах, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи, не допускается.

В соответствии с пунктом 2 Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27.11.2020 № 678, она проводится в целях выявления и развития у обучающихся творческих способностей и интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности, пропаганды научных знаний, отбора лиц, проявивших выдающиеся способности, в составы сборных команд Российской Федерации для участия в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам.

Работа по выявлению и поддержке одаренных детей в регионе осуществляется в соответствии с государственной программой Алтайского края «Развитие образования в Алтайском крае», утвержденной постановлением Правительства Алтайского края от 28.12.2023 № 539 (в редакции от 02.04.2024).

На основании комплекса мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов ежегодно утверждается межведомственный план работы с одаренными (талантливыми) детьми и молодежью в Алтайском крае (далее – «межведомственный план»), актуализация которого и отчет о его исполнении осуществляются ежегодно в декабре.

Межведомственный план, целью которого является создание условий для выявления, сопровождения и поддержки на территории Алтайского края одаренных детей в интеллектуальной, научно-технической, художественно-творческой, физкультурно-спортивной деятельности, утвержден совместным приказом Министерства образования и науки Алтайского края, Министерства культуры Алтайского края, Министерства спорта Алтайского края, управления молодежной политики и реализации программ общественного развития Алтайского края от 29.12.2024 № 1550.

Межведомственным планом предусмотрены все направления работы по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов: проведение федеральных и региональных конкурсных мероприятий, обеспечение участия одаренных детей и молодежи в международных соревнованиях и мероприятиях, развитие кадрового потенциала и конкурсная поддержка организаций, педагогических работников, одаренных детей, информационно-методическое сопровождение работы с одаренными детьми, развитие инфраструктуры для работы с ними, сетевое взаимодействие образовательных организаций.

В систему работы по выявлению и поддержке одаренных детей и молодежи включены все типы образовательных организаций, расположенных на территории Алтайского края: краевые государственные учреждения образования, реализующие дополнительные образовательные программы по направлениям: «Наука», «Искусство», «Спорт»; муниципальные образовательные организации, в том числе школы искусств и спортивные школы, профессиональные образовательные организации, организации высшего образования.

Со школьниками и молодежью работают преподаватели ведущих вузов, которые имеют богатый опыт организации научно-исследовательской деятельности с одаренными детьми.

Программы по работе с талантливыми и одаренными школьниками реализуются на базе шести Центров молодежного инновационного творчества. На базе вузов ежегодно проводятся международные, всероссийские и региональные конференции, олимпиады, конкурсы интеллектуальной направленности, участие в которых приняли более 35 тыс. школьников.

С целью оценки принципов и подходов к реализации комплекса дополнительных мер по поддержке, развитию олимпиадного движения, выявлению и сопровождению талантов, в том числе принципов стимулирующих выплат учителям, ученики которых успешно выступают на региональном и заключительном этапах всероссийской олимпиады школьников, Министерством образования и науки Алтайского края изучены концептуальные подходы к решению указанного вопроса в регионах Российской Федерации.

Необходимо отметить, что вопрос поддержки, развития олимпиадного движения, выявления и сопровождения талантов во всех регионах Российской Федерации стоит на особом контроле. Во многих регионах созданы центры по выявлению и поддержке одаренных детей, основным направлением которых является олимпиадное движение.

В Алтайском крае в 2020 году создан региональный центр по выявлению и поддержке одаренных детей «Талант22» (далее – «центр»), который является структурным подразделением КГБОУ «Алтайский краевой педагогический лицей – интернат», построенный по модели образовательного центра «Сириус», с использованием лучших традиций, сложившихся за годы плодотворной работы. Учитывая территориальные особенности региона, центр работает по распределенной модели. Для реализации программ центра созданы ресурсные площадки в трех образовательных округах края (гг. Барнаул, Бийск, Рубцовск), его потенциальными партнерами стали организации образования, науки, культуры и спорта.

Инфраструктура деятельности центра организована по трем направлениям: «Наука», «Искусство», «Спорт», что обеспечивает реализацию дополнительных образовательных программ (регулярных программ и интенсивных профильных смен) и мероприятий для одаренных школьников по единому календарю событий. Основные виды деятельности – олимпиадное движение (системная подготовка к всероссийской олимпиаде школьников) и проектная деятельность.

Для обеспечения психолого-педагогического сопровождения одаренных детей, оказания им эффективной психологической помощи, в распределенную модель входит Алтайский краевой центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи (далее – «Центр ППМС помощи»). Психологическая поддержка позволяет улучшить процесс развития способностей детей, учитывать их индивидуально-психологические особенности. Центр ППМС помощи координирует проведение всех этапов всероссийской олимпиады школьников.

Вместе с тем, при изучении опыта регионов по стимулирующим выплатам учителям, ученики которых успешно выступают на региональном и заключительном этапах всероссийской олимпиады школьников, сделан вывод о том, что премирование не урегулировано единым федеральным документом и соответственно в регионах отличается.

Так, по результатам мониторинга установлено, что премирование начинается от 10 тыс. рублей и достигает 500 тыс. рублей. Соответственно, учителя, ученики которых успешно выступают на региональном и заключительном этапах всероссийской олимпиады школьников, находятся в неравных положениях.

С целью исполнения поручения главы государства разработан комплекс дополнительных мер по поддержке, развитию олимпиадного движения, выявлению и сопровождению талантов в регионе, в том числе мер стимулирующих выплат учителям, ученики которых успешно выступают на региональном и заключительном этапах всероссийской олимпиады школьников, утвержденный приказом Министерства образования и науки Алтайского края от 21.04.2025 № 462.

Комплекс дополнительных мер включает несколько ключевых направлений: финансирование олимпиадного движения, стимулирование учителей, включение дополнительных партнеров в центр, разработка программ наставничества, мероприятия по популяризации науки и искусства, проведение обучающих курсов и тренингов для учителей, которые будут способствовать созданию более благоприятной среды для развития талантов и повышения качества образования в целом.

В июне 2025 г. проведен мониторинг реализации мероприятий, направленных на создание условий, способствующих развитию олимпиадного движения в регионе, выявление и поддержку талантливых учащихся.

Благодаря реализации комплекса дополнительных мер сеть общеобразовательных организаций, работающих в тесном партнерстве с центром увеличилась, куда вошли: МБОУ «Лицей № 122», МБОУ «Гимназия № 123», МБОУ «Лицей № 124», МБОУ «СОШ № 134» (г. Барнаул), МБОУ «Поспелихинская СОШ № 2», МБОУ «Тюменцевская СОШ».

При развитии указанной сети общеобразовательных организаций в отборочном этапе Всероссийской научно-образовательной программы по решению проектных задач в области искусственного интеллекта и смежных дисциплин «Сириус. Искусственный интеллект», организованном Образовательным центром «Сириус», приняли участие 20 команд региона (в 2023/24 учебном году – 11).

Регион стал активным участником программы профессиональной подготовки «Педагогика развития талантов», которая разработана Фондом «Талант и успех» с целью подготовки специалистов, имеющих непедагогическое образование, к работе в общеобразовательных организациях, реализующих интегрированные программы общего и дополнительного естественно-научного образования (углубленное изучение предметов, внеурочная и проектная деятельность).

Привлечены к реализации дополнительных образовательных программ 70 педагогов региона, из них 50 % прошли повышение квалификации по программе Образовательного центра «Сириус».

Законом Алтайского края от 29.11.2024 № 88-ЗС «О краевом бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов» на реализацию мероприятий государственной программы Алтайского края «Развитие образования в Алтайском крае» на 2025 год предусмотрено 53394,0 млн. рублей, в том числе 85,6 млн. рублей на проведение мероприятий по развитию системы выявления и поддержки детей, проявивших выдающиеся способности, 1,0 млн. рублей на выплату премий Губернатора Алтайского края победителям и призерам всероссийской олимпиады школьников и педагогам (наставникам), подготовившим победителей и призеров всероссийской олимпиады школьников.

В адрес глав муниципальных образований и городских округов направлено письмо с рекомендациями по установлению стимулирующих выплат учителям, ученики которых успешно выступают на региональном и заключительном этапах всероссийской олимпиады школьников, в локальных актах,устанавливающих систему оплаты труда, в пределах фонда оплаты труда.

При формировании бюджета на 2026 год Министерством образования и науки Алтайского края будет подготовлено финансовое обоснование увеличения выплат учителям, ученики которых успешно выступают на региональном и заключительном этапах всероссийской олимпиады школьников.

Исполнение поручения главы государства продолжается.