Информация об исполнении пп «б» п 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 19.05.2021 № Пр-831
   
RU EN
Архив новостей
 
Опрос Все опросы

Информация об исполнении пп «б» п 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 19.05.2021 № Пр-831


Информация

об исполнении подпункта «б» пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 19.05.2021 № Пр-831

Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям, состоявшегося 19 августа 2021 года.

Так, Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено принять меры принять меры в целях обеспечения:

учета находящихся на территории Российской Федерации несовершеннолетних иностранных граждан, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, а также реализации прав этих граждан на образование;

включения в федеральное статистическое наблюдение ежегодного сбора статистической информации об иностранных гражданах, подлежащих обучению и обучающихся в российских дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях, в том числе об общей численности таких иностранных граждан в Российской Федерации, об их численности в субъектах Российской Федерации, возрасте, распределении по группам и классам;

разработки, апробации и внедрения в российских общеобразовательных организациях системы выявления особых образовательных потребностей несовершеннолетних иностранных граждан, в том числе оценки уровня владения ими русским языком, а также механизмов дополнительной языковой подготовки, достаточной для освоения образовательных программ, и необходимого психолого-педагогического сопровождения процессов обучения, социальной, языковой и культурной адаптации.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач правового регулирования отношений в сфере образования является создание условий для получения образования в Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства.

На основании пункта 2 статьи 78 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» иностранные граждане обладают равными с гражданами Российской Федерации правами на получение дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Приказом Министерства образования и науки Алтайского края от 18.06.2021 № 867 создана рабочая группа по реализации поручения главы государства, в состав которой вошли ответственные лица Министерства образования и науки Алтайского края, КАУ ДПО «Алтайский институт развития образования имени Адриана Митрофановича Топорова» (далее − АИРО). Муниципальными органами управления образованием определены ответственные за организацию исполнения поручения в муниципальных образованиях Алтайского края.

Учет несовершеннолетних иностранных граждан, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, в целях реализации их прав на образование ведется во всех муниципальных образованиях Алтайского края в рамках автоматизированной информационной системы «Сетевой регион. Образование».

В 2024 году в рамках ежегодного сбора статистической отчетности в федеральное статистическое наблюдение внесены сведения об иностранных гражданах, получающих образование в общеобразовательных организациях Алтайского края.

По состоянию на 31.12.2024 дошкольные образовательные учреждения посещают 305 иностранных граждан, в общеобразовательных организациях региона обучаются 887 иностранных граждан, в профессиональных образовательных организациях − 105 иностранных граждан, получающих среднее профессиональное образование. Кроме того, на территории региона находится 550 детей-мигрантов, которые не посещают образовательные организации: 279 детей дошкольного возраста (в соответствии с законодательством дошкольное образование не является обязательным), 202 ребенка получают семейное образование, 69 детей в возрасте 17 лет не посещают образовательные организации в связи с трудоустройством.

Министерством образования и науки Алтайского края в соответствии с письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 02.11.2024 № АБ-3299/07 вносятся сведения в систему мониторинга выявления иностранных граждан, лиц без гражданства, подлежащих обучению, но не обучающихся в образовательных организациях.

В муниципалитетах определены базовые школы, которые являются муниципальными координаторами по осуществлению ежегодного мониторинга овладения иностранными гражданами русским языком, оказанию методической помощи педагогическим работникам по их обучению.

Разработана методика, направленная на определение уровня владения русским языком иностранными гражданами.

По итогам 2024 года у 82 % иностранных граждан сформированы навыки владения русским языком, у 18 % обучающихся имеются трудности в овладении русским языком и, как следствие, проблемы с успеваемостью.

В образовательных организациях реализуются программы, разработанные для детей-мигрантов, в том числе детей, слабо владеющих (не владеющих) русским языком, которые разработаны с целью оказания помощи в социальной и психологической адаптации.

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 19» г. Рубцовска проводятся занятия с детьми по программе дополнительного образования «Русский язык как иностранный» (2−3 часа в неделю, 68−102 часов в год) с учетом изменения состава и подготовленности детей-мигрантов к обучению русскому языку. Ведутся журналы посещаемости занятий, пропусков занятий без уважительных причин нет.

В иных образовательных организациях реализуется дополнительная образовательная программа «Русский язык для детей-мигрантов и переселенцев» для 1−4 классов и 5−9 классов, что позволяет детям мигрантов повысить уровень овладения устной речью, применять полученные знания на практике. Кроме того, работа по развитию активной речи направлена на формирование интереса к изучению русской культуры и русских традиций.

В каждой образовательной организации проводится индивидуальная работа с родителями иностранных граждан: индивидуальные беседы, дополнительные занятия, консультации.

В рамках исполнения плана мероприятий по реализации в 2024−2025 годах Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019−2025 годы АИРО подготовил рекомендации по разработке регионального компонента адаптационного курса для иностранных граждан, учитывающие исторические, социальные и национально-культурные особенности Алтайского края, методические рекомендации по внедрению материалов типового адаптационного курса. Материалы размещены на официальном сайте АИРО.

В 2024 году проведены курсы повышения квалификации для различных категорий слушателей (педагоги дошкольных образовательных организаций, учителя начальных классов, классные руководители, социальные педагоги, воспитатели, руководители общеобразовательных организаций) по обучению иностранных граждан, для которых русский язык не является родным, в том числе:

«Актуальные вопросы обучения детей-мигрантов русскому языку как неродному» (24 часа);

«Организация работы общеобразовательных организаций по языковой и социокультурной адаптации несовершеннолетних» (36 часов).

Кроме того, при реализации программы повышения квалификации «Деятельность классного руководителя по формированию традиционных ценностей и профилактике деструктивного поведения обучающихся» (36 часов), особое внимание уделяется изучению модуля «Содержание деятельности сотрудников общеобразовательной организации по формированию традиционных российских ценностей и профилактике деструктивного поведения несовершеннолетних иностранных граждан, подлежащих обучению пo образовательным программам общего образования».

Всего по программам повышения квалификации прошли обучение более 900 педагогов образовательных организаций Алтайского края.

В ходе курсов педагогические работники освоили принципы организации языковой диагностики (определение уровня владения русским языком), научились использовать содержание, методы, приемы вовлечения иностранных граждан в деятельность, формы сотрудничества с родителями.

В АИРО разработана программа дополнительного профессионального образования профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный и методика его преподавания» (264 часа, очно-заочная форма обучения).

Методическое сопровождение работы с иностранными гражданами осуществляется на системной основе. Разработаны и реализуются методические рекомендации по внедрению адаптационного курса с региональным компонентом для иностранных граждан, который учитывает исторические, социальные и национально-культурные особенности Алтайского края и возрастные особенности детей, а также методические рекомендации по внедрению материалов этого адаптационного курса (https://iro22.ru/wp-content/uploads/2024/10/mr-po-razrabotke-i-aprobacii-adaptacionnogo-kursa.pdf ).

В течение 2024 года проведено 20 различных мероприятий по адаптации детей-мигрантов: конференции различного уровня, форумы, семинары, вебинары, круглые столы, мастер-классы. По итогам работы изданы статьи по организации проектной деятельности обучающихся, их духовно-нравственному воспитанию средствами предмета на уроках русского языка и литературы, обобщен опыт работы с детьми-мигрантами, проведены викторины, конкурсы методических разработок, представлены игровые технологии с использованием краеведческого материала.

С целью популяризации имеющегося опыта по социализации и культурной адаптации иностранных граждан педагогические работники и школьники региона принимают участие в конкурсах различного уровня.

Так, с 20.08.2024 по 24.08.2024 прошла выездная летняя филологическая школа в целях повышения профессиональных компетенций учителей, обмена лучшими практиками, новыми наработками в области преподавания русского языка как родного и родной литературы. В мероприятии приняли участие учителя школ г. Барнаула, Бийского, Третьяковского и Целинного районов, преподаватели кафедры русского языка как иностранного ФГБОУ ВО «Алтайский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации. Летняя школа проведена по программе «Чтение как семейная традиция» и посвящена вопросам сохранения традиции семейного чтения, роли педагога в организации и поддержке семей в возрождении литературных традиций.

В сентябре 2024 г. прошел региональный этап Всероссийского профессионального конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы». Определены победители по двум номинациям: «Лучший учитель родного языка и родной литературы», «Лучшие практики развития родной речи детей дошкольного возраста», которыми стали Наталья Александровна Прочай, учитель КГБОУ «Рубцовская общеобразовательная школа-интернат № 2» и Анна Васильевна Кознова, воспитатель МБДОУ ЦРР «Детский сад № 193» г. Барнаула.

Состоялся 21.11.2024 круглый стол «К истокам родной культуры» в онлайн-формате, участники которого обсудили вопросы содержания и форм обучения родному языку и родной литературе, проблемы мотивации обучающихся к изучению региональной культуры, специфику обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Педагогические работники образовательных организаций края используют систему выявления особых образовательных потребностей иностранных граждан и психолого-педагогического сопровождения процессов их обучения, социальной и культурной адаптации, разработанную Министерством просвещения Российской Федерации. Специалисты КГБУ «Алтайский краевой центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи» (далее – «Центр») проводят работу с педагогами-психологами и социальными педагогами края используя рекомендованные материалы. Все методические материалы находятся в свободном доступе в сети Интернет, размещены на сайте Центра (https://ppms22.ru/ в разделе «Педагогам» − «Психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетних иностранных граждан»).

Специалистами центральной психолого-медико-педагогической комиссии проводится прием иностранных граждан и консультирование их родителей для определения уровня образования.

За 2024 год обследование прошли 74 ребенка, консультации были предоставлены родителям (законным представителям).

По вопросам оказания кризисной помощи детям-мигрантам Центр работает совместно с преподавателями ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет», ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет» и АИРО в целях подготовки информационных материалов для педагогических работников края. В помощь педагогам подготовлены методические рекомендации по обучению, совладающему поведению обучающихся с импульсивным и сензитивным поведением, которые размещены на сайте Центра в разделе «Педагогам» («Педагогам-психологам», «Методические рекомендации», «Сетевые консультации»).

Анализ участия детей-мигрантов в общественной деятельности школы и во внутришкольных мероприятиях, посещении ими спортивных секций и кружков, свидетельствует о том, что около 47 % несовершеннолетних принимают активное участие, 53 % детей не проявляют интереса к указанной деятельности.

Обучающиеся посещают кружки («Шахматы», «Футбол», «Студия декоративно-прикладного искусства «АГАТ») в МБУ ДО «Детско-юношеский центр», занимаются в спортивных школах (секции греко-римской борьбы, каратэ, спортивной гимнастики) и художественных школах г. Барнаула.

Иностранные обучающиеся в 2024 году были вовлечены в мероприятия, направленные на социально-культурную адаптацию и их интеграцию в общество: краевой фестиваль национальных культур «Мы вместе» на базе КГБПОУ «Алтайский государственный колледж», фестиваль-форум «Крепкие семейные традиции многонационального Алтая», II краевой форум «Столица Алтайского края – территория межнационального согласия» на базе КГБПОУ «Алтайский промышленно-экономический колледж», «Международный день пожилых людей».

Исполнение поручения главы государства продолжается.