ИНФОРМАЦИЯ
об исполнении подпункта «а» пункта 9 перечня поручений Президента Российской Федерации от 01.04.2025 № Пр-685
Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию, состоявшегося 6 февраля 2025 года.
Так, высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации рекомендовано реализовать комплекс дополнительных мер по стимулированию обучающихся, завершающих освоение образовательных программ основного общего и среднего общего образования, к выбору экзаменов по профильной математике, физике, химии, биологии для их сдачи при прохождении государственной итоговой аттестации.
Министерством образования и науки Алтайского края (Минобрнауки Алтайского края) разработан и утвержден региональный план мероприятий на период до 2030 года (от 29.01.2025 № 10-Пл/3), направленных на повышение качества преподавания математики и естественно-научных предметов в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях, подготовки учителей математики и естественно-научных предметов, устранение дефицита учителей математики и естественно-научных предметов в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях (далее – «региональный план»). Приказом Минобрнауки Алтайского края от 21.04.2025 № 462 утвержден комплекс дополнительных мер, направленных на стимулирование обучающихся к завершению освоения основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования, выбору экзаменов по профильной математике, физике, химии, биологии для их сдачи при прохождении государственной итоговой аттестации.
В целях стимулирования обучающихся к выбору профильной математики, физики, химии, биологии в Алтайском крае организована работа по внедрению профориентационного минимума (далее – «Профминимум») для образовательных организаций, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования, в следующих форматах: урочная деятельность, внеурочная деятельность, воспитательная работа, дополнительное образование, профессиональное обучение, взаимодействие с родителями (законными представителями), профильные предпрофессиональные классы.
В рамках Профминимума по четвергам в образовательных организациях проходят профориентационные уроки по программе курса «Россия – мои горизонты», на которых обучающиеся знакомятся с профессиями, для которых необходимо более глубокое знание профильной математики и предметов естественно-научного цикла. В профориентационных уроках принимают участие обучающиеся 6–11 классов общеобразовательных организаций региона.
Особое внимание уделяется ранней профилизации обучающихся, которая является важным этапом их подготовки, позволяет формировать профессиональные ориентиры и развивать личностные качества, способствующие успешному обучению и выбору профессии в будущем. Так, в 2024/25 учебном году в рамках основного общего образования на углубленном уровне математику, физику, химию или биологию изучают около 5 тыс. школьников (в 2023/24 учебном году – около 2,5 тыс.).
Развитие инженерного мышления, в том числе у дошкольников, создает условия для всестороннего развития личности, формирует полезные компетенции и повышает шансы на успех в дальнейшем обучении и профессиональной карьере. Минобрнауки Алтайского края изучен и рекомендован к распространению опыт 12 дошкольных образовательных организаций, являющихся федеральными инновационными площадками по реализации проекта «ТехноМир: развитие без границ», направленного на формирование системы работы по техническому направлению с привлечением родительского сообщества и учетом особенностей регионов Российской Федерации.
Выбору предметов естественно-научной направленности, профильной математики для сдачи при прохождении государственной итоговой аттестации способствует проведение профильных смен физико-математической, химико-биологической направленностей в каникулярный период. В общеобразовательных организациях края в летний период 2025 года запланирована работа смен технической направленности, в том числе на базе загородных оздоровительных лагерей.
Особая роль в решении задач, поставленных в поручении главы государства, отводится центрам цифрового развития «IT-куб», технопаркам «Кванториум», центрам естественно-научного развития «Точка роста». КГБУ ДО «Детский технопарк Алтайского края «Кванториум.22» в период летних каникул 2025 года для детей в возрасте от 5 до 11 лет проводит смены «Инженеры будущего», в рамках которых ребята в игровой форме знакомятся с новыми технологиями.
Одним из факторов, способствующих стимулированию обучающихся к выбору профильной математики, физики, химии, биологии является их обучение на уровне среднего общего образования. В 2024/25 учебном году математику, физику, химию или биологию на углубленном уровне изучали 8095 десятиклассников (67,8 % от общего количества обучающихся 10 классов).
Минобрнауки Алтайского края проведен мониторинг, который показал, что в результате принятых мер в 2025 году увеличилось количество обучающихся, выбравших в 11 классах для сдачи профильную математику, на 250 человек, физику – на 184, химию – на 111, биологию – на 254. Первые результаты единого государственного экзамена по химии показывают, что качество подготовки обучающихся, сдавших указанный экзамен, выше, чем в 2024 году (16 стобалльных результатов, что на 10 больше, чем в 2023/24 учебном году).
Минобрнауки Алтайского края изучен опыт Ярославской области по развитию математического и естественно-научного образования. Региональный план получил высокую оценку Министерства просвещения Российской Федерации и был представлен на федеральном уровне.
Исполнение поручения главы государства продолжается.