Пр-831
об исполнении подпункта «б» пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 19.05.2021 № Пр-831
Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям.
Так, Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено принять меры в целях обеспечения:
учета находящихся на территории Российской Федерации несовершеннолетних иностранных граждан, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, а также реализации прав этих граждан на образование;
включения в федеральное статистическое наблюдение ежегодного сбора статистической информации об иностранных гражданах, подлежащих обучению и обучающихся в российских дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях, в том числе об общей численности таких иностранных граждан в Российской Федерации, об их численности в субъектах Российской Федерации, возрасте, распределении по группам и классам;
разработки, апробации и внедрения в российских общеобразовательных организациях системы выявления особых образовательных потребностей несовершеннолетних иностранных граждан, в том числе оценки уровня владения ими русским языком, а также механизмов дополнительной языковой подготовки, достаточной для освоения образовательных программ, и необходимого психолого-педагогического сопровождения процессов обучения, социальной, языковой и культурной адаптации.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач правового регулирования отношений в сфере образования является создание условий для получения образования в Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства.
На основании пункта 2 статьи 78 Федерального закона от 29.12.2012
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» иностранные граждане обладают равными с гражданами Российской Федерации правами на получение дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Министерством образования и науки Алтайского края создана рабочая группа по реализации поручения главы государства, в состав которой входят ответственные лица Министерства образования и науки Алтайского края, а также краевого автономного учреждения дополнительного профессионального образования «Алтайский институт развития образования имени Адриана Митрофановича Топорова». Муниципальными органами управления образованием определены ответственные за организацию исполнения поручения в муниципальных образованиях Алтайского края.
Учет несовершеннолетних иностранных граждан, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, в целях реализации их прав на образование ведется во всех муниципальных образованиях региона.
В 2022 году в рамках ежегодного сбора статистической отчетности в федеральное статистическое наблюдение внесены сведения о несовершеннолетних иностранных гражданах, получающих образование в общеобразовательных организациях Алтайского края. Кроме того, учет несовершеннолетних иностранных граждан, обучающихся в дошкольных и общеобразовательных организациях Алтайского края, осуществляется в рамках автоматизированной информационной системы «Сетевой регион. Образование». По состоянию на 15.12.2022 дошкольные образовательные учреждения посещают 103 ребенка, в общеобразовательных организациях региона обучаются 676 несовершеннолетних иностранных граждан.
Краевым автономным учреждением дополнительного профессионального образования «Алтайский институт развития образования имени Адриана Митрофановича Топорова» подготовлена анкета, которая позволяет образовательным организациям края выявить особые образовательные потребности обучающихся иностранных граждан, оценить готовность к организации образовательного процесса при наличии выявленных потребностей. Разработана методика, направленная на определение уровня владения русским языком. В муниципальных образованиях региона определена базовая образовательная организация, которая является муниципальным координатором по осуществлению ежегодного мониторинга овладения русским языком, оказанию методической помощи педагогическим работникам по обучению обучающихся иностранных граждан.
Министерством образования и науки Алтайского края совместно с муниципальными органами управления образованием ежегодно осуществляется мониторинг владения обучающимися иностранными гражданами русским языком, по результатам которого установлено, что из общего количества обучающихся иностранных граждан 498 человек владеют русским языком в объеме, достаточном для обучения на русском языке, 143 школьника владеют частично русским языком, 35 – не владеют русским языком.
Все обучающиеся иностранные граждане интегрированы в образовательную среду, что позволяет им эффективнее овладеть навыками разговорной речи и письма на русском языке.

Для обучающихся иностранных граждан организованы индивидуальные и индивидуально-групповые занятия по русскому языку, курсы внеурочной занятости по русскому языку и литературе. Дополнительная языковая подготовка ведется на элективных курсах («Русское правописание», «Развитие читательской грамотности», «Избранные вопросы русского языка»).
Родители (законные представители) обучающихся иностранных граждан могут использовать обучающие ресурсы, размещенные на сайте https:\\детиздесь.рф в сети Интернет.
В образовательных организациях региона проводится системная работа, направленная на социальную, языковую и культурную адаптацию несовершеннолетних иностранных граждан. Они вовлечены в мероприятия, направленные на формирование навыков общения в мультикультурной среде, изучение традиций народов России, сохранение национальной культуры и традиций иностранных граждан. Особое внимание уделяется организации внеурочной занятости и каникулярного отдыха.
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся осуществляется штатными сотрудниками образовательных организаций. Педагоги-психологи Алтайского краевого центра психолого-педагогической и медико-социальной помощи проводят консультации для родителей обучающихся иностранных граждан как при личном обращении, так и в дистанционном режиме.
Работа по исполнению поручения главы государства продолжается.
