Подведены итоги Международного научно-просветительского форума «Русский язык в глобальном контексте»
   
RU EN
Архив новостей
 
Опрос Все опросы

Подведены итоги Международного научно-просветительского форума «Русский язык в глобальном контексте»

03.12.2021

Подведены итоги Международного научно-просветительского форума «Русский язык в глобальном контексте»

С 9 по 29 ноября команда преподавателей-филологов, психологов, историков Алтайского государственного гуманитарно-педагогического университета имени Василия Шукшина провела Международный научно-образовательный форум «Русский язык в глобальном контексте». В программу форума вошли три просветительских мероприятия: Международный просветительский марафон “Образование на русском в Монголии” (в онлайн-формате), Международный просветительский марафон “Образование на русском в Кыргызстане” (в очно-дистанционном формате) и Международный научно-образовательный фестиваль «Русский язык в мире: история, современные методики обучения и мультилингвизм» (в очно-дистанционном формате).

Марафон_в_Кыргызстане_2.JPG

В работе форума приняли участие более 500 иностранных граждан. Среди участников были преподаватели школ, колледжей и вузов, студенты, аспиранты, школьники из Кыргызстана, Узбекистана, Индии, Туниса, Польши, Ганы, Монголии, Туркменистана, Казахстана, Австрии, Армении, Италии, Испании, Болгарии, Вьетнама, Тайваня и многих других стран.

На форуме были представлены разные форматы просветительской деятельности. Так, мастер-классы по русскому языку включали не только традиционные аудиторные и дистанционные формы работы по фонетике, лексике, синтаксису русского языка, но и коммуникативные аспекты, например, лингвистические игры, литературные путешествия, использование музыкальных композиций как эмотивного компонента обучения языку, отработка правил эффективной коммуникации на основе «законов» прагматики русского языка.

Марафон_в_Монголии2.png

Международный просветительский марафон “Образование на русском в Кыргызстане” можно по праву назвать самым массовым и масштабным мероприятием форума. Большую организационную поддержку оказал принимающий вуз – Таласский государственный университет.

Лейтмотивами марафона в Кыргызстане стали русский язык и наука. Мастер-классы проводились в смешанном формате – в Таласе и на платформе Google Meet.

Лекторы выступали с материалами собственных исследований. Живой интерес вызвали лекции ученых российских университетов. Участники форума узнали, как проводить этносоциальные исследования, использовать результаты когнитивных исследований в образовании, что такое «слепое пятно» и что могут узнать психолингвисты с помощью метода окулографии, получили подробное научное обоснование того, что на уроках важно поддерживать автономную мотивацию школьников и на какие особенности детской речи нужно обращать внимание.

Помимо мастер-классов филологов в Таласском университете была проведена филологическая форсайт-сессия «Русский язык в Кыргызстане до 2050 года», на которой команды проектировали возможности и наиболее вероятные траектории развития русского языка в системе образования их региона и Кыргызстана в целом. Педагоги вместе с обучающимися оценивали современные тренды. Российская и киргизская стороны договорились о развитии новых научных проектов в области когнитивной науки, психолингвистики, методики обучения русскому языку, этносоциальных исследований. Кроме этого, в программу выходного дня киргизские партнеры включили уникальное событие для российских коллег – посещение родины Чингиза Айтматова (села Шекер) и большого комплекса «Манас ордо» в Таласе.

Фестиваль_в_РФ_5.JPG

Наконец, с 26 по 29 ноября было проведено заключительное мероприятие форума - Международный научно-образовательный фестиваль «Русский язык в мире: история, современные методики обучения и мультилингвизм». Мероприятие проходило в смешанном формате в селе Сростки Алтайского края и в Республике Алтай. Программа очной части включала не только знакомство с основами фонетического, лексического и синтаксического строя русского языка, но и научно-популярные экспедиции. Например, в рамках выездного дискуссионного клуба «Русский язык в мультилингвальной среде» была совершена поездка в село Красногорское, на родину коренного малочисленного народа Алтайского края – кумандинцев.

В онлайн-формате активно обсуждали вопросы изучения русского языка англоговорящими носителями и сложностей перевода с русского языка на английский, социальные, когнитивные, психолингвистические аспекты влияния материнских языков на освоение русского языка, способы понимания мира в русской литературе, культурных кодов русской поэзии, вежливость как категорию современного русского дискурса, историю и географию русской орфоэпии, функционирование неологизмов русского языка на примере наименований одежды.

Очная часть мероприятия была очень насыщенной: участники узнали о народных промыслах России, связи частотности употребления русских молодежных сленгизмов и интернет-зависимости, разобрали техники совладания с эмоциональным выгоранием у студентов и учителей, узнали о результатах этносоциальных исследований на Алтае и истории города Бийска, погрузились в мир русской фонетики и фонотактики с помощью скороговорок и лингвистических игр, выучили несколько «песен у костра» на русском языке в дружеской, непринужденной обстановке. Начинающим изучение русского языка преподаватели помогали с переводом некоторых правил на английский язык.

Культурная программа была краткой, но насыщенной. Плотная просветительская программа вместе с положительными эмоциями от поездки зарядили всех участников мотивацией продолжать изучение русского языка, а преподавателей натолкнули на новые методические находки.

До конца года команда форума подготовит подробные видеоматериалы для официального канала в YouTube “Russian Language in the Global Context”.

Мероприятия были проведены при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации в рамках ведомственной целевой программы «Научно-методическое, методическое и кадровое обеспечение обучения русскому языку и языкам народов Российской Федерации» подпрограммы «Совершенствование управление системой образования» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования».

#Министерство просвещения Российской Федерации #АлтайскийКрай  #образование22 



Возврат к списку