День учителя: В Родинском районе работает большая семейная учительская династия Пащенко
   
RU EN
Архив новостей
 
Опрос Все опросы

День учителя: В Родинском районе работает большая семейная учительская династия Пащенко

10.10.2019

День учителя: В Родинском районе работает большая семейная учительская династия Пащенко

В Родинском районе профессиональный праздник – День учителя отметили 6 представителей семейной учительской династии Пащенко.

Интервью с родинскими педагогами Пащенко: Алексеем Владимировичем – учителем физики, Тамарой Александровной – учителем иностранных языков и Михаилом Алексеевичем - учителем физики и информатики подготовила районная газета «Дело октября».

семья Пащенко 023.jpg

- Как появилась ваша семейная учительская династия?

Алексей Владимирович:

- Педагогическая линия нашего рода проявилась во второй половине XIX века с прабабушки Марии Васильевны Малышевской, которая работала классной дамой в женской гимназии города Лубны Полтавской губернии, основанной в 1878 году.

Ее дочь, Мария Викторовна Пащенко (1903-1976 гг.), моя бабушка, пошла по стопам матери. Первую половину жизни она прожила в родном городе Лубны, но жесточайший голод заставил семью переселиться в Родинский район. В Каяушенской школе, помимо преподавания русского языка и литературы, бабушка выполняла обязанности директора образовательного учреждения, непродолжительное время обучала учащихся украинскому литературному языку, которым владела в совершенстве. Жгучее пристрастие к чтению сделало ее знаменитостью среди населения, причем любовь к литературе сумела привить и своим ученикам. Тяжелым гнетом легла на плечи Марии Викторовны война, но школа продолжала жить, дети учились вопреки горю и голоду. 42 года посвятила бабушка учительству. В 1952 году ее преданный и добросовестный труд был отмечен высочайшей наградой – Орденом Ленина.

Становится естественным и объяснимым то, почему ее сын, Владимир Кириллович Пащенко, мой отец, с детства отличался среди сверстников эрудированностью и начитанностью. К счастью или к сожалению бабушки, мечта - видеть Владимира доктором - не сбылась. В 1955 году папа окончил Барнаульский государственный педагогический институт, получив профессию учителя русского языка и литературы. Владимир Кириллович работал в Камышенке, в Степновской средней школе. Затем стал заведующим учебной частью и директором Степновской школы. В 1960 году он получил нагрудный знак «Отличник народного просвещения».

Кстати, в жены отец взял тоже педагога, Екатерину Михайловну. Мама всю жизнь проработала учителем географии в Степновской школе, сейчас на заслуженном отдыхе, ей идет восемьдесят девятый год.

049.JPG

Я и сестра Татьяна, выросшие в атмосфере школы, продолжили учительскую династию. Татьяна несколько лет проработала учителем начальных классов, затем устроилась воспитателем в детский сад, где до сих пор и трудится.

Из моего раннего детства запомнился такой факт. Папа был завучем, и так сложилось, что на протяжении нескольких дней я его не видел: рано утром он уходил на работу – я еще спал, в обеденный перерыв – у меня был послеобеденный сон, а вечером – я уже спал. Но однажды мы пересеклись. И я сообщил маме: «К нам сегодня папа приходил!» Она заплакала. А вечером в разговоре с отцом попросила: «Володя, постарайся бывать дома, чтобы дети тебя видели».

В школьные годы мама была моим классным руководителем и учителем географии, папа вел уроки русского языка, литературы и являлся директором, но поблажек со стороны родителей ждать не приходилось, доставалось даже больше, чем остальным учащимся. Навсегда запомнил, как наизусть учил отрывок из рассказа «Старуха Изергиль». На уроке литературы отец, проверяя домашнее задание, некоторым одноклассникам дал возможность рассказать отрывок на следующем уроке. Проигнорировав мой ответ: «Немного не доучил» (вообще не учил, было не до того, мотоцикл крутил), одного после уроков оставил учить текст, а сам ушел на обед. Признаюсь, было обидно. Он отпустил меня только тогда, когда услышал желаемое. Впоследствии я понял, что такое отношение к сыну в стенах школы принесло свою пользу. Меня не упрекали в том, что я - сынок педагогов. Забегая вперед, скажу, что этот опыт я успешно применял и на своих детях.

По зову сердца, без колебаний определился с профессией, отдал предпочтение точной науке - физике. Будучи студентом того же вуза, который окончил отец, познакомился с Тамарой Александровной, студенткой отделения иностранных языков, ставшей женой, матерью наших детей и незаменимой коллегой на ежедневных «домашних» педсоветах.

- А кто повлиял на ваш профессиональный выбор?

Тамара Александровна:

- В родительской семье, жившей в большом селе Поспелихинского района, никто не был связан с педагогикой, не считая двоюродной сестры, учителя географии. С первого класса меня магнитом тянуло писать мелом на доске, а в пятом - понравился иностранный язык, который давался мне легко. Дополнительно ходила на занятия к учителю-предметнику. Она снабжала книгами, справочниками, которые я читала, пересказывала. Самостоятельно изучила грамматику, даже ту часть, которая не входила в школьный курс, и на хорошие отметки выполняла все задания. Учиться нравилось.

В седьмом классе с легкостью выполняла контрольные работы по иностранному языку для тети, обучавшейся в техникуме. Поэтому осознанно поступила на факультет иностранных языков, очень хотелось владеть английским и немецким языками.

Педагогическая практика на базе одной из барнаульских школ далась нелегко. Скрупулезно подходила к планированию уроков, помогала однокурсницам, методисты высоко оценивали проведенные мною уроки, но я не двигалась по классу, скованность была страшная. Почему – не знаю. Могла вцепиться в спинку стула и простоять все занятие на одном месте.

Раскрыть себя полностью как педагога мне помогали кураторы: предоставляли возможность самостоятельно проводить уроки, записывая на катушечный магнитофон их ход, чтобы снять напряжение, писали на листке бумаги фразу: «Успокойся, дуреха!», которую могла видеть только я, но ничего не помогало. Так продолжалось два года. Уроки получались хорошими, методически выдержанными, но не на высшую отметку. А в конце пятого курса методист посоветовала перебороть страх, иначе будет очень тяжело или просто невозможно работать в школе.

Начала профессиональную деятельность в городской школе. Самый первый урок в 9 «Е» помню отчетливо. Подготовилась к уроку методически верно. Думала, если не проведу, значит, преподавание – это не мое. На перемене зашли в класс ученики, парни на голову выше меня. А тряпка для стирания мела с доски лежала высоко, мне не достать. И я обратилась к учащимся: «Ой, ребята, помогите!». Вызвался один мальчик. Вот и все. Начался урок, провела занятие просто замечательно и, главное - пошла по классу!

Почувствовала, что от меня здесь что-то зависит, что никто не придет на помощь, и очень важно, как я проведу урок, что получу от учащихся.

- Легко ли складывался семейный и педагогический союз?

Тамара Александровна:

- Мы еще были студентами, когда поженились, вскоре родился сын Миша. После окончания вуза в 1985 году переехали в Родино. В школе №1 предложили работу и мне, и мужу, единственный минус – нужно было снимать жилье. Мелочи жизни. Алексей вел физику, математику в 4 классе и классное руководство. Я - английский и немецкий. Кстати, именно так всегда и мечтала работать, преподавать сразу два языка. Через год получили однокомнатную квартиру, были счастливы. Подрастал сын, за которым порой приглядывали соседи-педагоги, находившиеся на пенсии. Порой по причине болезни брали его с собой на работу, в лаборантскую, приходилось с юных лет воспитывать ребенка в школе.

Алексей Владимирович:

- Уходили на уроки, не боялись оставлять Михаила одного. Ребенок рос послушным, всегда спрашивал, можно ли взять ту или иную книгу, учебник. Рваных, исчерканных малышом ученических тетрадей у нас не было.

- Почему дети выбрали профессию педагога?

Михаил Алексеевич:

- Маленьким ребенком всегда ждал деда из школы, еще не понимал по часам, но дедушка объяснил при каком положении стрелок вернется. Помню родителей, по вечерам сидящих за написанием планов. Школой никогда не бредил, но и других вариантов тоже не рассматривал, все закладывалось на уровне подсознания. Большую роль в определении жизненного направления сыграл папа, подкидывая мне то конструктор, то какую-либо техническую деталь, научил паять. Ненавязчиво предлагал и наблюдал, заинтересуюсь или нет. Сложное он объяснял легко и доходчиво, связывая законы физики с повседневной действительностью, и свои слова подкреплял наглядным примером. Это не могло не заинтересовать.

Педпрактику на 3 и 4 курсах проходил в городской школе, так как понимал, что здесь, по сравнению с сельской школой, в которой я учился, уровень сложнее, но мне было психологически проще. Попробовал свои силы, понравилось, нашел контакт с детьми, они остались довольными. По окончании университета в 2007 году пришел работать в РСОШ №2 заместителем директора по информатизации. Сейчас преподаю физику и информатику.

- Современное поколение учащихся отличается от выпускников советских времен?

Михаил Алексеевич:

- Разница будет всегда. Следующее поколение будет уже другим. Многое подвергается переменам: образовательные программы, стандарты, методика обучения, законодательство и интересы детей, поэтому приходится не просто плыть по течению, а идти в ногу со временем и постоянно совершенствовать профессиональные знания.

Алексей Владимирович:

- Сейчас молодежь другая, но ничем не хуже, чем наши современники. Они такие же пытливые, любознательные, добивающиеся высоких результатов. Учитель также меняется, общаясь с детьми. Считаю, что молодому учителю легче найти с учащимися общий язык.

- Каким вы представляете идеального ученика, и встречался ли он в вашей практике?

Тамара Александровна:

- Никогда не говорила, что существуют идеальные дети. Есть способные учащиеся. Ко всем детям относилась одинаково, не выделяя никого, может быть, поэтому мне хорошо было с ними на уроках. Не возникало конфликтных ситуаций. Важно, чтобы я была удовлетворена своей работой, а дети приходили на урок в хорошем настроении и уходили в таком же расположении духа.

Алексей Владимирович:

- Запомнились слова мамы: «Никогда не суди о ребенке по знанию предмета». Глубина истины пришла со временем. Можно не знать физику, но быть хорошим человеком. Жизнь подтвердила это неоднократно.

Михаил Алексеевич:

- Нет идеальных учеников, также нет и идеальных учителей. И нет смысла их искать.

Алексей Владимирович:

- Одно время я шутил над женой: «Я из сына сделал физика, а ты из дочери вылепи иностранца!». У Кати не проявлялось сильной тяги к языкам, поэтому она окончила тот же вуз, что и вся наша семья, только училась на факультете математики-информатики. Преподавала в РСОШ №1 недолго, сейчас в декретном отпуске, она подарила нам двух очаровательных внучек.

Накануне Дня учителя Екатерину Михайловну Пащенко, пригласили на встречу педагогов с главой района Сергеем Катамановым. Несмотря на столь солидный возраст, Екатерина Михайловна приняла участие в экскурсии по Родинской школе №2.

Ее интересовал и ремонт, и оснащение, но в первую очередь она хотела увидеть кабинет физики, в котором преподает внук Михаил. 


Возврат к списку