RU EN
Архив новостей
 
Опрос Все опросы

Борисенко Ольга Викторовна

15.09.2014

1.В новом учебном году вступил в силу приказ Минобрнауки «Об утверждении порядка проведения социально-психологического тестирования школьников и студентов, направленного на ранее выявление потребления наркотических средств и психотропных веществ.

Для чего необходимо это тестирование? Какие задачи оно призвано решать? Является ли оно обязательным и каково отношение к этому у родителей школьников?

В Алтайском крае, как и на территории всей России, вводится социально-психологическое тестирование и медицинские осмотры обучающихся с целью раннего выявления незаконного потребления наркотических и психотропных веществ. Выявление фактов потребления упомянутых веществ будет проводиться в отношении обучающихся в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования.

При этом необходимо отметить, что и тестирование, и медицинские осмотры в образовательных организациях должны осуществляться на добровольной основе. Они смогут применяться только с письменного согласия самого учащегося, а если он не достиг 15 лет – с письменного согласия одного из его родителей или законных представителей. Таким же добровольным является направление обучающегося в случае выявления незаконного потребления им наркотических средств и психотропных веществ в специализированную медицинскую организацию, оказывающие наркологическую помощь. Направление возможно только при наличии информированного согласия в письменной форме обучающегося, достигшего возраста 15 лет, либо информированного согласия в письменной форме одного из родителей или иного законного представителя обучающегося, не достигшего данного возраста.

Данные мероприятия позволят сформировать негативного отношение в обществе к немедицинскому потреблению наркотиков, повысить личную ответственность обучающихся за свое поведение, а также ответственность родителей за воспитание детей, вовлечь их в антинаркотическую деятельность.

При проведении тестирования будет обеспечена конфиденциальность полученных сведений.

Что касается отношения родителей к тестированию, то здесь не все так однозначно. Одни относятся спокойно к этому, другие категорически против такой процедуры. Необходима разъяснительная работа, как в средствах массовой информации, так и в каждой образовательной организации.

2. Какие виды анкетирования, социально-психологического тестирования, психологической диагностики проводятся в школах? Кто может проводить эти тесты и с какой целью?

В школе применяются различные виды анкетирования, так как эта форма удобна и проста в исполнении. Ее могут использовать учителя, классные руководители, как с учащимися, так и с родителями с целью изучения отношения к различным школьным явлениям и событиям. Но не стоит применять плохо разработанные анкеты, лучше отдать предпочтение профессионально составленным опросникам. Анкетирование непременно сочетается с другими методами исследования.

Тестовые психодиагностические методики являются инструментом деятельности педагога-психолога, социального педагога, дефектолога. Например, для изучения внутриколлективных отношений широко используется метод изучения групповой дифференциации (социометрический метод). В результате появляется возможность обоснованно судить о месте, роли, статусе, позиции каждого члена коллектива, выявлять внутриколлективные группировки, их лидеров. Метод позволяет делать "срезы", характеризующие различные стадии формирования отношений, виды авторитета, состояние актива.

Психодиагностические исследования проводятся с целью определения психологических особенностей обучающегося и составления программы коррекции выявленных недостатков в развитии, социальной адаптации. Проводить их должен специалист, имеющий соответствующее образование, т.е. педагог-психолог.

3. Что нового введено в работу школьных психологов в 2014-2015 учебном году? Какую помощь в школе могут получить дети и родители, нуждающиеся в профессиональной поддержке?

В 2014 году в крае был принят ряд документов, регламентирующих деятельность педагога-психолога в образовательных организациях. Предварительно проекты документов широко обсуждались на заседаниях краевого координационного совета по организации ППМС-помощи обучающимся, краевого профессионального объединения педагогов-психологов, в рамках IX съезда работников образования Алтайского края.

Были утверждены примерные должностные инструкции педагога-психолога образовательной организации, примерные критерии оценки эффективности и качества профессиональной деятельности педагога-психолога, документация педагога-психолога. Разработаны реестры проведения психодиагностических минимумов для обучающихся 1-х, 5-х, 9-х классов и профессиональных образовательных организаций, позволяющие упорядочить проведение психологической диагностики.

В начале сентября Главным управлением образования и молодежной политики Алтайского края подписан приказ «Об организации психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации в образовательных организациях Алтайского края», определяющий модель и порядок оказания ППМС-помощи обучающимся, содержание данной помощи на уровне образовательной организации, муниципального образования и краевом уровне.

В 2014 году начал работу Алтайский краевой центр диагностики и консультирования, одним из направлений деятельности которого, является оказание организационно-методической помощи педагогам-психологам образовательных организаций края. На сайте центра создан закрытый психолого-педагогический портал, на котором педагоги-психологи могут обсуждать профессиональные проблемы, пользоваться стандартизированным психодиагностическим инструментарием, апробированными и рецензированными психолого-педагогическими программами.

Специалистами Алтайского краевого центра диагностики и консультирования издан сборник «Особенности формирования жизнестойкости и совладания с трудными жизненными и стрессовыми ситуациями несовершеннолетних в образовании». Пособие ориентировано на педагогов-психологов образовательных организаций и предлагает комплексный подход в вопросах формирования жизнестойкости несовершеннолетних в трудной жизненной ситуации.

Психолог в школе всегда работает с триадой: учитель, ученик, родители. Его задача – помогать преодолевать все неминуемые трудности образовательного процесса. Поэтому, когда учителя видят, что у ребенка возникли проблемы, то, конечно же, советуют обратиться к школьному психологу.

По результатам обследования психолог может прийти к выводу, что ребенку нужны специальные коррекционно-развивающие занятия, чтобы помочь ему преодолеть выявленные проблемы. К психологу обращаются и сами школьники для решения личностных проблем, например, таких: «меня не понимают…», «у меня совсем нет друзей…», «у меня ничего не получается…». Психолог проводит занятия, направленные на преодоление страхов, тревожности, застенчивости, агрессивности у школьников.

Поскольку психологи обладают специальными знаниями о возрастных особенностях развития детей в различные периоды, то они делятся психологическими знаниями с родителями, учителями и учащимися, дают общие рекомендации по ряду ситуаций, выступая на педагогических советах, родительских собраниях и классных часах.

За консультацией к психологу могут обратиться родители, которые заметили что-то неладное в поведении или успеваемости своего ребенка. Именно во время таких встреч вместе можно найти оптимальный выход из любой сложной ситуации. Кроме того, консультирование позволяет «выпустить пар», снять напряжение, а это уже первый шаг на пути к решению проблемы. Психолог может спокойно, безоценочно выслушать и ребенка, и его родителей, обеспечить своему собеседнику принятие и понимание (чего часто не хватает, например, детям с их «пустяковыми», с точки зрения близких, проблемами). Иногда человеку очень важно именно выговориться, а не только получить совет. Психолог помогает увидеть происходящее со стороны, рассмотреть все аспекты проблемы, отметить плюсы и минусы данной ситуации.

Родители нередко признаются, что у них нет однозначного ответа на вопрос: надо или не надо им обращаться к психологу. Если есть возможность, то лучше сходить на прием к школьному психологу, поговорить с ним о своем ребенке. Даже если никаких особых проблем и не существует. Как говорится, «дешевле профилактики ничего нет». К сожалению, часто родители приходят к психологу, когда проблема уже стоит очень остро. Например, ребенок отказывается ходить в школу или у него «полный завал с учебой». Не стоит дожидаться обострения, есть множество признаков в поведении ребенка, которые должны насторожить родителей.

Как реагировать на рекомендации? Все, что говорит психолог, носит рекомендательный характер. Психолог – советчик, а не судья. Его задача не учить, не воспитывать, а помогать, подсказывать. Не стоит надеяться, что само по себе обращение к психологу поможет решить какие-либо проблемы. Это только первый шаг на пути к этому. Далее предстоит совместная, иногда долгая и кропотливая работа, требующая терпения и понимания, а также участия всех звеньев образовательного процесса: учителя, ученика, родителей.

Родители, подростки, достигшие 15-летнего возраста, могут обратиться за консультацией в Алтайский краевой центр диагностики и консультирования, который находится по адресу: г. Барнаул, ул. Петра Сухова, 18 или по телефону: 8(3852) 53-93-16. Записаться на консультацию к специалисту центра, найти необходимую информацию по различным вопросам можно на сайте центра http://www.akcdk22.ru/.


Возврат к списку