Власов Валентин Матвеевич
   
RU EN
Архив новостей
 
Опрос Все опросы

Власов Валентин Матвеевич

12.05.2014
Власов Валентин Матвеевич – лауреат премии Губернатора имени С.П.Титова-2014, педагог дополнительного образования Тюменцевской детской школы искусств, Заслуженный работник культуры РФ, Кавалер Ордена Трудового Красного Знамени, награжден медалью «За заслуги перед обществом»

Расскажите о своей семье, о роли профессии в Вашей семье и как талантливому педагогу воспитать сына, который не менее талантливый учитель?

Я родился в семье, где любовь к музыке прививалась с раннего детства – потому что отец был страстным любителем музыки. У нас в доме имелись, практически все народные инструменты: баян, гармошка, мандолина, гитара, балалайка. На них играли старшие братья и сёстры. Раннее приобщение к музыкальным инструментам пробудило во мне большую любовь к музыкальному искусству. Отец мечтал в будущем воспитать из меня музыканта-профессионала. Но все мечты перечеркнула война. Мне не удалось вовремя получить музыкальное образование, но я много трудился, занимаясь самообразованием. Это дало мне возможность поступить в Барнаульское музыкальное училище и успешно его закончить.

Создав собственную семью, я продолжил отцовскую традицию. Наши дети, дочь Оля и сын Алёша, с колыбели услышали звуки музыки. Я постоянно играл им на баяне, балалайке, фортепиано – народные мелодии, детские песни, классическую музыку. Они присутствовали на моих занятиях: уроки, репетиции с оркестром, хором, вокальными и инструментальными ансамблями. Моя супруга работала в школе учителем русского языка и литературы. Она тоже часто брала детей с собой на уроки. Они видели, с какой самоотдачей и любовью мы работали с детьми, как нас любили и уважали дети и их родители. Мы не стремились к материальному богатству, нашим богатством были музыкальные инструменты, хрестоматии и сборники песен, полные собрания сочинений русских и зарубежных классиков (более тысячи книг). Учительская профессия в нашей семье стала не профессией, а образом жизни. Старшая дочь Ольга почти сорок лет работает преподавателем фортепиано в Тюменцевской детской школе искусств. Сын Алексей получил музыкально-педагогическое образование, соединив в одно целое профессии отца и матери. Он – Заслуженный учитель РФ, композитор, поэт, член Союза писателей России, лауреат премии Губернатора имени С.П. Титова.

В чем секрет Вашей педагогической деятельности, чему Вы уделяли особое внимание в своей работе с детьми?
Секрета никакого нет. Я всегда старался своей игрой на инструменте пробудить интерес в ребёнке к тому или иному музыкальному произведению. А когда ребёнок «загорался», я учил его навыкам игры. Я всегда старался, чтобы мои уроки были эмоциональны и неповторимы. На своих занятиях формировал музыкальную культуру каждого ребенка, вырабатывал у каждого индивидуальный музыкальный вкус. Я уверен, что основным средством воспитания является репертуар. Любовь к музыке педагог может привить ученикам, если будет воспитывать их музыкальный вкус на народной и классической музыке, а так же на лучших произведениях русских и зарубежных композиторов. Каждый мой ученик, не взирая на способности, был вовлечён в водоворот публичных выступлений, чтобы развивать в себе любовь к труду, настойчивость и волю, приобщён к коллективному музицированию. Упражнения на развитие баянной и балалаечной техники, гармонического слуха, беглого чтения нот с листа я часто создавал сам. Педагогический процесс, благодаря этому, становился частью процесса творческого. Дети вовлекались в него и не просто учились, а творили вместе со мной.

Насколько значима просветительская роль педагога?
Деятельность учительства Алтайского края напрямую связано с развитием региона. Инновационные проекты образования значительно продвигают Алтайский край. Но главная задача учителя, педагога – воспитание не только грамотного человека, но и красивого душой, способного творчески работать в любой сфере деятельности, и немаловажную роль в этом играет просветительская работа, которую трудно переоценить.

Прежде чем открыть в Тюменцево детскую музыкальную школу, я два года постоянно выступал как баянист перед детьми в детских садах, общеобразовательных школах на уроках музыки, переменах, школьных вечерах, родительских собраниях, перед жителями сёл района. Эти выступления сыграли большую роль. Дети и их родители стали просить меня и руководство района, чтобы я научил их играть на баяне. Благодаря моей просветительской работе, меня пригласили в райком и предложили открыть в селе первую музыкальную школу.

Работа учителя-просветителя – это труд благородный и нужный для населения. Но его нельзя вместить в рамки заработной платы, почасовой нагрузки учителя. Оплатой за этот труд являются аплодисменты зрителей, добрые слова, улыбки, любовь детей и их родителей. Настоящий просветитель, выполняя свою бескорыстную работу, никогда не задумывается о материальных поощрениях и наградах. Он делает это с любовью к своей профессии.

Просветительской деятельностью я занимаюсь более шестидесяти лет. За такую длинную трудовую дорогу я получил много наград, званий, сотни дипломов, грамот, благодарственных писем, но ни разу не получал денежных премий. Губернаторская премия имени С. П. Титова является для меня признанием и высокой оценкой моей просветительской деятельности. Такую премию мог учредить человек, который знает не понаслышке труд и быт сельского учителя. Эта премия даёт мне, человеку пожилого возраста, улучшить бытовые условия, поддержать здоровье, издать совместно с сыном сборник наших стихов и песен. Я считаю, что в нашем крае есть много людей, достойных денежного поощрения.

Какие положительные изменения вы видите в сфере образования Алтайского края?
Когда я начинал работать учителем музыки и пения в общеобразовательных школах села Тюменцева, на уроки ходил со своим инструментом из класса в класс. В школах того времени не было музыкальных классов, музыкальных инструментов, учебных пособий по музыке. Не было столовых, тёплых санузлов, воды. В каждом классе стояла печка. Ученические доски были самодельными. Никакой технической аппаратуры тоже не было. Сейчас в школах есть все условия для нормального учебного процесса и быта. В Тюменцевской средней школе, где работает мой сын Алексей Власов есть кабинет музыки, оборудованный по последнему слову техники. Он сейчас не бегает по кабинетам (как я когда-то), а плодотворно занимается образовательным процессом и внеурочной деятельностью. И это не только в Тюменцево, а по всему Алтайскому краю. В этом я вижу огромную заслугу и отеческую заботу нашего земляка – Губернатора Алтайского края Александра Богдановича Карлина. Благодаря ему достроены школы, начатые в прошлом веке и построены новые. Учителя и педагоги за свою деятельность стали получать губернаторские премии, а успешные ученики – поощрительные стипендии. Такого внимания к учительскому труду в нашем крае не было никогда.

Считаете ли Вы значимым для поощрения школьников награждение золотой медалью?
Моя внучка Даша с первого класса мечтала продолжить учительскую династию, которой более двухсот лет и окончить школу с золотой медалью – порадовать бабушку с дедушкой и своих родителей. Сейчас она учится в одиннадцатом классе без единой четвёрки. Когда мы узнали, что отменили золотые медали, то сильно расстроились. Но наш Губернатор вновь оказался на высоте. Отличники Алтайского края не останутся без медалей! Алтайское золото и серебро снова засверкает в руках наших детей и внуков. Я очень благодарен Александру Богдановичу за его чуткость и отеческое внимание к детям и педагогам.

Возврат к списку